Махатма Ганди
МОЯ ВЕРА
Что я подразумеваю под религией
Определение религии
Под религией я понимаю не формальную или общепринятую религию, а ту религию, которая составляет основу всех вероисповеданий, которая ставит нас лицом к лицу с Творцом. 1
Религия должна пронизывать каждое наше действие. Религия здесь не подразумевает сектантства. Под ней понимается вера в упорядоченное нравственное устройство вселенной. Из-за того что оно невидимо, оно не становится менее реальным. Такая религия не ограничена рамками индуизма, ислама, христианства и т. д. Она не вытесняет их. Она гармонизирует их и придаёт им реальность. 33
Позвольте объяснить, что я понимаю под религией. Речь не о религии индусов, которую я, конечно, почитаю более всех остальных религий, а о религии, которая выходит за пределы индуизма, которая изменяет саму природу человека, которая порождает неразрывную связь человека с истиной внутри него и которая всегда очищает. Это постоянный элемент человеческой природы, и никакая цена не будет чрезмерной за достижение полного его воплощения. Именно из-за него душа пребывает в нетерпеливом беспокойстве, пока она не отыщет себя, не познает своего Создателя и не примет истинную связь между собой и Создателем. 38 Ни один человек не способен прожить без религии. Некоторые люди настолько влюблены в своё здравомыслие, что заявляют, что не имеют ничего общего с религией. Такие люди подобны человеку, утверждающему, что он дышит, но у него нет носа. Разумом, инстинктивно или интуитивно человек признаёт, что между ним и божественным существует некая связь. Даже самый закоренелый агностик или атеист сознаёт необходимость нравственного закона и связывает что-то хорошее с соблюдением этого закона, а что-то плохое – с его нарушением. Бредлоу, чей атеизм хорошо известен, всегда настоятельно заявлял о своей глубочайшей греховности.
Он перенёс множество страданий за то, что говорил правду, но наслаждался ими и утверждал, что истина служит наградой сама по себе. Нельзя сказать, что он никоим образом не ощущал радость, которую порождает созерцание истины. Однако эта радость вовсе не мирская, она произрастает из общения с божественным. Вот почему я сказал, что даже отрекающийся от религии человек неспособен прожить без неё. 48
Центральное значение Нравственности
Я отрицаю любую религиозную доктрину, которая не обращается к разуму и противоречит нравственности. Я допускаю не обоснованные здравым смыслом религиозные чувства, когда они не безнравственны. 38
Как только мы теряем нравственную основу, мы перестаём быть религиозными. Не существует такого явления, как религия, выходящая за границы нравственности. Человек, к примеру, не может быть лживым, жестоким и невоздержанным и при этом утверждать, что Господь на его стороне. 39
Религия, которая не уделяет внимания практическим вопросам и не помогает их разрешать, религией не является. 43
Любая деятельность человека религиозного должна исходить из его религии, поскольку религия означает быть связанным с Богом, а это значит, что Господь управляет каждым вашим вдохом. 27